г. Семенов
Хохломская роспись
Социальные сети: https://vk.com/goldenhohloma
Сайт: https://goldenhohloma.com/
Адрес АО «Хохломская роспись»: г. Семёнов, улица Чкалова, 18
Режим работы: пн.-пт. 8.00 - 17.00
+7 (920) 065-08-80
В фоновой росписи под названием «кудрина» доминирует контурная линия. Для росписи характерны рисунки в виде ковра из завитков, узорных листочков, цветов и ягод.
Для «фоновой» росписи, возникшей в 19 веке, характерны иные декоративные принципы. Сначала на «золотую» поверхность изделия наносится контурный рисунок. Оставшееся вокруг пространство заполняют черным или красным фоном. Этот процесс очень трудоемкий, он исключает импровизацию, так как основная задача — оформить рисунок с максимальной точностью. Такие работы были дорогими, делались на заказ, преподносились как подарок. Фоновая роспись менялась, обретая более лаконичные и торжественные черты. Постепенно исчезали белила, подчеркивающие объем, красочная гамма стала более скупой и сосредоточилась на трех цветах — черном, красном, золотом. Эти краски не выгорали при закалке, придавали посуде нарядный и праздничный вид. В конце 19 века получила распространение мебель, украшенная хохломой, особенно красиво смотрелись детские гарнитуры с волшебными золотыми птицами и цветами.
Следующий вариант верховой росписи называется «пряник». Таким орнаментом часто декорируют внутреннюю поверхность чашек и блюдца. Он представляет собой геометрические формы — ромб или квадрат, в центре находится солнце. По краям часто разбросаны мелкие элементы, что создает ощущение движения композиции.
Верховая роспись «под листок», «под ягодку» отличается стилизованными растительными формами. Здесь применяют крупные мазки, листья меняют форму, превращаясь из острых в округлые. По живописному полотну располагаются гроздья винограда, ягоды земляники, смородины, рябины. Эта живопись многоцветнее, в ней присутствует зелень листвы, в колористическую гамму добавляют желтый и коричневый. Роспись «под ягодку» фантазийна, разнообразна, красива.
Элементы орнаментов, мотивы растительных узоров хохломы имеют крепкую связь с древнерусской декоративной культурой. В своей основе они были созданы под влиянием орнаментов икон и фресок, витиеватых украшений рукописей, заимствованы элементы образцов древнерусской крестьянской утвари, вышивки, ткачества и резьбы. В народном творчестве отражена душа русского народа, с почитанием к природе и благодарностью к ее щедротам, тягой к красоте, праздничности, яркости.

Самый запоминающийся и любимый орнамент с момента зарождения хохломы — «травный». Обычно он используется при верховой росписи. «Верховое» письмо, одно из ранних направлений хохломской росписи. Появилось из Поволжских традиций свободных кистевых росписей. Мастер наносит декоративную роспись — витиеватый, ажурный орнамент с травами — осокой, луговиком, колосками и ягодками поверх золотистого фона. В орнамент могут включать «древко», по стволу которого вьются крупные цветы и листья с усиками и завитками. Орнамент позволяет дать волю фантазии и творческому вдохновению хохломского художника. «Верховая» роспись выглядит легко и воздушно, будто изливая золотое сияние.
Удивительно, но столь жизнерадостное соцветие, золотой огонь хохломы, вызывающий восхищение создан с помощью минимальной палитры. Всего три главных цвета — красный, черный и золотой, пламенная триада цветов счастья. Наряду с основными цветами есть дополнительные — коричневый, зеленый, желтый. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумрудный.

Черный цвет — самый выразительный, создает контраст, на его фоне наиболее ярко проявляются остальные цвета. Красный цвет издревле был символом красоты. Это цвет счастья, он задает радостный тон и праздничное настроение композиции. Золотой цвет — цвет солнца и огня, цвет благополучия, богатства, изобилия. Расписная хохлома несет жизнеутверждающий заряд энергии, процветания, достатка, поэтому столь любима не одно столетие.
На выставках в Канаде, Японии и Франции хохлома завоевывает награды и дипломы, принося известность русскому народному промыслу. С 1992 года производство «Хохломской росписи» расширяется. В Семенове изготавливают знаменитую русскую матрешку, работает мастерская миниатюры, живописный участок. Золотую хохлому Семенова знают и любят во всем мире, она становится символом русского народного творчества.
Следующие десятилетия ознаменованы творческими экспериментами, открываются лаборатории, расширяется ассортимент. Новые предметы создают с учетом современной городской жизни. Появились своеобразные виды живописного письма, к предметам сувенирной продукции добавили украшения интерьера — панно и декоративные вазы. Наладили выпуск детской мебели, журнальных столиков, яркая обстановка создавала жизнерадостную атмосферу дома.
В 1920—1930-е годы промысел возрождается. Молодые художники перенимали опыт старых мастеров — Юзикова, Красильниковых, Распопина. Им удалось переосмыслить традиции, вдохнуть второе дыхание в привычные образцы. Появились оригинальные узоры, сочетающие разные варианты старинного письма, включали изображения птиц, содержание стало более эмоциональным и богатым. С 1960 года работает предприятие «Хохломская роспись», создается фабрика «Хохломской художник». Они и сейчас работают в городе Семенов.
XIX век приносит интерес к хохломе как явлению художественной культуры. Возрастает внимание к народным традициям, образцам декоративно-прикладного искусства, ремеслам. Возникает понятие «Русский стиль». Изделия в национальном стиле участвуют во Всероссийских и международных выставках. Хохломская посуда получает первую премию на выставке в Париже, к ней проявляет интерес императорская семья. Такие обстоятельства содействуют успеху хохломы за рубежом, поступают заказы на «золотую посуду» из многих европейских стран, Индии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая.
Первая мировая война, последовавшая за ней Революция и Гражданская война вызвали упадок производства в области народных промыслов, из-за отсутствия заказов многие мастерские были закрыты. Поддержку кустарной промышленности оказала новая власть. В 1918 году в Семенове была открыта школа по обучению мастеров, которая объединила разрозненных кустарей в единый центр. Благодаря этому удалось оживить производство.
Возникший как подражание дорогой позолоченной посуде, хохломской промысел получил широкое распространение и невероятную популярность, сохранившуюся и до нынешних дней. Торговые пути нижегородских земель, леса, богатые древесиной благоприятствовали развитию искусства хохломы. По сведениям газет середины XIX века в десяти деревнях Семеновского уезда изготавливали в год около миллиона изделий, в соседней Костромской губернии среди деревень, занятых промыслом, были и те, которые перестали сеять хлеб, а жили на доход от ремесла. Создавали расписные чашки, ложки, а также всевозможные расписные бочонки, братины и прочую утварь. Расписная мебель семьи Красильниковых из деревни Бездели славилась далеко за пределами региона. Село Хохлома в Семеновском уезде, становится торговым пунктом, куда стекались товары из близлежащих сел и где продавалась расписная деревянная посуда. Несмотря на то, что посуду делали в разных деревнях, свое название «хохлома» получила от этого крупного ярмарочного центра, в котором ее продавали.
По другой версии, искусство «позолоты» дерева возникло в нижегородских селах около 1650-х годов, до появления старообрядцев. Посуду окрашивали оловянным порошком, цена которого была высока. Приобрести такие предметы мог позволить не каждый. Троице-Сергиева Лавра была тем местом, где умельцы овладевали мастерством, а также Лавра выступала заказчиком праздничных чаш и ковшей, оплачивая оловянный порошок.
Об истории зарождения хохломы есть несколько версий. Считается, что окраску посуды, имитирующую роспись золотом освоили на левом берегу Волги в селах Нижегородского уезда в 17 веке. Связывают развитие этого направления со старообрядцами. После церковного раскола многие старообрядцы, владеющие секретами живописи по дереву, имитацией золочения, спасаясь от преследований, стали селиться в деревнях Заволжья, по берегам реки Керженец. Они занимались украшением книг, росписью икон. Для получения «золотого» покрытия использовали серебряный порошок, который покрывали льняным маслом — олифой и затем обжигали. В свою очередь, токарное дело, связанное с обработкой дерева, изготовлением крестьянской утвари было традиционным промыслом жителей Заволжья. Соединение двух ремесел послужило источником рождения хохломского промысла. Так сначала небольшими партиями стали делать красивую посуду, которую дарили почитаемым гостям, украшали стол на торжества.
О важной роли и значимости деревянного промысла в Древней Руси свидетельствуют археологические находки начиная с X века. Из дерева строили дома, обустраивали их деревянной мебелью, наполняли деревянной утварью. Помимо бытовой посуды мастера по дереву для княжеских пиршеств изготавливали красивые чарки, блюда, кувшины. Они были окрашены киноварью, покрыты золотом. Такая посуда смотрелась богато и торжественно. Она послужила прообразом для деревянной посуды с росписью «под золото», которая получила название «хохлома».
Совочек для муки. Конец XIX, начало XX века
Детская мебель под хохлому
Панно декоративное, хохлома
Кустарное дело, хохлома
Братина, хохлома
Хохломские чашка и ложка
Элементы и мотивы узоров хохломы
Старинная русская расписная деревянная чаша
Основные цвета хохломы
Распространение и популярность хохломского промысла
История хохломского промысла
Made on
Tilda