Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.
Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.
Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.
В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».
Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.
Мотивы и орнаментыОсновные мотивы росписи — птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.
Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.
Полхов Майдан — роспись и ее уникальные черты:
- в выборе цветов доминирует следующее сочетание — желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
- самый распространенный цветок росписи — роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
- приоритетный фон для орнамента — желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества — игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда — чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.
ЦветаЯркие, нарядные, праздничные — так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.
Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.
Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой — так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей — и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур.