с. Новинки
Новинская деревянная игрушка
История Новинской деревянной игрушки неразрывно связана с историей села Новинки и близлежащих деревень и сел. Местом бытования традиционной деревянной игрушки стали затерявшиеся в лесной глуши небольшие деревни, починки. Их прошлое уходит своими корнями в глубокую древность.

Почти в каждой деревне Белогородской волости занимались обработкой дерева. Игрушка была известна по всей Руси. Николай Некрасов упоминул её в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо», как традиционный подарок детям:

«Он гордо шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач,
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней».

К ремеслу приучали с детства. Испокон веку в народе считалось необходимым смолоду обучиться какому-то рукодельному мастерству, чтобы добыть хлеб насущный и вообще средства к жизни.

Об игрушках
К ранним белогородским игрушкам конца XVIII — нач. XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Здешние мастера превосходно чувствовали и «понимали» качества, свойства, красоту материала, и в то же время техника изготовления игрушек была удивительно простой и незамысловатой. Игрушки расписывались белыми концентрическими тройными кругами, основное поле оставалось белым. Позднее игрушки купали в горшках с фуксином, придавали им густо-малиновый, ярко-желтый фон. В Чкаловском районе коньков звали «суришными» потому, что красили их еще цветом пламенного свинцового сурика.

Другая, не менее выразительная, остроумная традиционная игрушка — кузнецы на подвижных планках. Ее конструктивная основа — две широкие горизонтальные планки. Как обдуманно срезаны у них «рабочие» края, будто высунувшиеся загнутые кверху хвостики, за которые так и хочется подергать. Уже в этих первоначальных элементах игрушки заложена и великолепно выражена идея движения. Сами фигурки кузнецов предельно условны: практически лишь несколько срезов на голове вселяют жизнь в сухие щепочки. Резчик пластически точно рисует суровый облик человечка с насупленными бровями, строгим прямым носом и как бы широко открытым ртом: в игрушке метко запечатлен образ способного без устали ковать кузнеца, легко несущего свой тяжелый молот. Наверное, поэтому игрушка вселяет в нас бодрый, жизнерадостный дух. Эта сила эмоционального воздействия достигнута мастерами с гениальной простотой. Стукнул один кузнец по наковальне, а другой мгновенно откинулся назад, замер, изготовился к работе. Затем ударил, описав дугу молоточком, и снова отпрянул, запрокинулся. И так идет дружная стукотня-перестук, слаженная бойкая работа. В такт фигуркам щелкают сухие деревянные палочки — звонкие молоточки, и создается удивительный по гармонии ритм, обогащенный еще и узором. Планки украшены полосами и рядами кистевых мазков или кругами точек. Во время игры узор смещается, впечатление движения усиливается. Точки будто начинают кружиться, вертикали образуют новые ряды, то разрываются, то смыкаются снова, и кажется, летят в стороны красочные брызги-искры, бегут цветовые мазки нотными строками ритмичной музыки. Все в этой игрушке целесообразно подчинено идее рабочего ритма. Все продумано до подлинного совершенства с поистине изумительным художественным даром.

Двухглавый конек-каталка, развернутый в плоскости, подобен изображениям коней на гребнях, ткацких станах, в домовой резьбе. Символика близнечных коней у славян связывалась с Солнцем — весенним и осенним, с представлением о двух божественных близнецах, детях неба.
С крутым выгибом шеи, с откровенной оторванностью от реальных форм, они символизировали как бы ту стремительность, которая была свойственна бегу священного коня.

Всем известны «кузнецы» Богородские, ставшие символом промысла Богородской игрушки. На самом деле есть свидетельства, что Новинские кузнецы были сотворены раньше. Скорее всего именно они и стали прообразом Богородских «кузнецов».

Мастера-веретенщики делали игрушку «каталка-меленка». Для ее изготовления требовалась токарная обработка, как и для точения веретен. У этой игрушки колеса вращают два конических барабана к которым на круглых палочках крепятся птички. Игрушка расписывалась белыми концентрическими тройными кругами, полосками, точками, основное поле оставалось белым, не закрашенным.

Символика в орнаменте
Фигурки геометрического орнамента (круги, ромбы, волнистые линии, кресты, спирали) в древности были символами (знаками) солнца, земли, воды, ветра. В 18−19 веках вера в магическую силу геометрического орнамента ослабла, его элементы переосмысливались и получали новые названия, в которых фиксировались наблюдения реального мира — кирпичики (ромбы), елочки (треугольники), горошек (кружочки), солнышко (розетка с лучами).
Однако, сохраняя орнамент в целом, следовали, по признанию старых мастеров, «заветам отцов». Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными. Скупыми и точными, в совершенстве отработанными приемами создавались игрушки простых и строгих, классических по своей ясности форм. Степень художественной обобщенности игрушек доведена до символического звучания.
Не случайно именно эти характерные местные игрушки были самыми дешевыми и ходовыми на местных базарах. Изготовлением игрушек, в основном, занимались зимой.
Сайт: https://nov-cnr.ru/
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр ремесел (МБУК Центр ремесел)
Адрес: 606540; Нижегородская область, городской округ город Чкаловск, ул.Белинского, д.63
Телефон: 8 (831 60) 4-33-11
Е-mail centrremesel@gmail.com
История новинской игрушки
Made on
Tilda